kz ru en
Об ограничениях по перемещению товаров и транспортных средств через казахстанско-китайскую границу
Дата публикации: 15.01.2021

Согласно информации Комитета государственных доходов Министерства финансов РК, поступившей от Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен», Китайская Народная Республика (далее - КНР) в связи с пандемией ограничила прием автотранспортных средств (далее – АТС), ввозимых из Республики Казахстан. Данные ограничения негативно влияют на товарооборот и процесс перемещения товаров через границу.

Такие ограничения привели к скоплению АТС в пунктах пропуска на казахстанской стороне.

В целях урегулирования вопроса с очередностью прохождения АТС с 23 октября 2020 года введена в эксплуатацию система «электронной очереди», которая позволяет через мобильное приложение заблаговременно бронировать очередь. Система имеет «обратную» связь, путем оповещения перевозчиков через СМС-сообщения. С инициативой организации работы по внедрению «электронной очереди» выступила компания ТОО «Евротранзит».

На 8 января 2021 года в системе «электронной очереди» забронировано 7 087 АТС.

Справочно: с 23 октября 2020 года перемещение АТС через пункт пропуска осуществляется с использованием системы «электронная очередь» в автоматическом режиме. За этот период проследовало 1303 единиц АТС. Информация пересечения границы сохраняется в базе «электронная очередь»).

Вместе с тем 10 ноября 2020 года китайской стороной ограничено количество принимаемых АТС с казахстанской стороны, не более 30 единиц в день. При этом, товары с экспортом не принимаются.

В связи со сложившемся ограничительными мерами Правительством Республики Казахстан поручено принять меры по организации перевалки товаров, следующих из КНР в Республику Казахстан, на приграничном транспортно-логистическом центре (ТЛЦ), расположенном в пункте пропуске «Нур Жолы».

В настоящее время организована соответствующая работа, в том числе оператором ТЛЦ завезено 52 тягача, которые возят товары на китайских прицепах до ТЛЦ, где осуществляется таможенное оформление и дальнейшая перегрузка на отечественные либо иностранные АТС для следования в пункт назначения.

В период с 10 ноября 2020 года по настоящее время, с применением данной модели, ввезено 914 АТС в среднем в день по 15 единиц АТС.

Все услуги ТЛЦ по перегрузу и доставке товаров через ТЛЦ прозрачны путем составления договоров с участниками ВЭД, и уплаты всех причитающихся таможенных и налоговых платежей в полном объеме в бюджет страны.

При этом по информации участников ВЭД многие китайские грузоотправители предпочитают доставку товаров через приграничное ТЛЦ, расположенное на казахстанской стороне, из-за доступных цен по доставке товаров и безопасности поставок.

Необходимо отметить, что в связи с угрозами ввоза коронавирусной инфекции, китайская сторона не принимает казахстанские порожние транспортные средства, а в случае приема порожних транспортных средств проводится полная обработка дезинфицирующими средствами, в итоге китайская сторона в среднем на пункте пропуска «Нур Жолы» принимает порожних АТС в день, а на пункте пропуска «Алаколь» не более 5 порожних АТС в день. Также, после заезда на китайскую сторону и отцепления прицепа водители казахстанских тягачей в среднем ожидают загрузку товаров более одной или двух недель.

Для решения вопросов в Государственный совет КНР направлено письмо за подписью Первого Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Смаилова А.А. с предложениями по увеличению товарооборота через автомобильные пункты пропуска.

Также направлено обращение в Правительство и таможенную администрацию Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР с рядом предложений по увеличению пропускной способности пунктов пропуска.

Кроме того, в настоящее время Посольство Республики Казахстан в КНР проводит переговоры с китайской стороной по улучшению ситуации в пунктах пропуска на казахстанско-китайской границе.