Казахстанская электроэнергетическая ассоциация: вместо перекрёстного субсидирования необходима адресная поддержка потребителей электроэнергии

Инициатива КЭА позволит бюджетным организациям сэкономить порядка 103 миллиардов тенге в год, остальным юридическим лицам — сохранить почти 43 миллиарда тенге.

В КЭА считают, что действующая система дифференцированных тарифов приводит к неэффективному распределению средств. Ассоциация представляет результаты аналитики текущей политики для групп потребителей электроэнергии и предложения по изменению.

Средний отпускной тариф на розничном рынке электроэнергии в Казахстане в 2024 году составлял около 29,09 тенге за килловатт-час (кВтч). Общий объём потребления электроэнергии на рознице составил порядка 40 миллиардов кВтч, что эквивалентно примерно 34% от совокупного потребления по стране. На оплату этого объёма потребители затратили около одного триллиона тенге. В структуре розничного рынка наблюдается значительная дифференциация средних тарифов по стране: бытовые потребители в среднем платили 20,48 тенге за кВтч, юридические лица — 31,2 тенге, а бюджетные организации — 57,4 тенге.

Дифференциация между группами потребителей оказывает негативное влияние на развитие всей отрасли. Сдерживание тарифов для бытовых абонентов вынуждает акиматы распределять субсидированную нагрузку на бюджетные организации и юридические лица. В результате, разница в тарифах между группами потребителей составляет до пяти раз. Среди бытовых потребителей наиболее чувствительна к уровню тарифа — социально уязвимая часть населения, а не все физические лица в целом. Очевидна необходимость разработки программы по сокращению дифференциации.

Так, по данным Бюро национальной статистики, в 2024 году адресную социальную помощь в Казахстане получали 413,7 тысячи человек. Средний объём потребления одного домохозяйства данной категории оценивается примерно в 185 кВтч в месяц, что соответствует потреблению двухкомнатной квартиры.

На основе полученных данных выработано предложение — отменить перекрёстное субсидирование и выровнять тарифы всех категорий потребителей, за исключением социально уязвимых групп, до среднего уровня 29,09 тенге за кВтч. Для уязвимых домохозяйств предлагается сохранить льготный тариф на уровне 20,48 тенге за кВтч — то есть на текущем уровне, действующем сегодня для всех бытовых потребителей.

«Расчёты показали, что при реализации данной модели тариф для юридических лиц, включая бюджетные организации, снижался бы до 20,09 тенге за кВтч. Это позволило бы бюджетным организациям сэкономить порядка 103 миллиардов тенге в год, а остальным юридическим лицам - около 43 миллиардов тенге. Для компенсации затрат социально уязвимых домохозяйств на прежнем уровне тарифов потребовалось бы около 8 миллиардов тенге в год. Таким образом, чистый положительный эффект для государственного бюджета составил бы порядка 95 миллиардов тенге в год», — подчеркнул Талгат Темирханов, председатель ОЮЛ «Казахстанская электроэнергетическая ассоциация».

В КЭА заявляют, что действующая система дифференцированных тарифов приводит к нерациональному распределению средств, когда бюджет несёт значительные издержки, одновременно финансируя заниженные тарифы для всей категории физических лиц. Переход к модели адресной поддержки позволяет не только сохранить защиту социально уязвимых групп, но и добиться рационального использования бюджетных ресурсов, повысить прозрачность тарифной политики и создать условия для устойчивого функционирования предприятий сферы жизнеобеспечения.

Разработанные предложения могут стать основой для системного пересмотра подходов к тарифному регулированию и сформировать баланс интересов между населением, бизнесом и государством, обеспечивая при этом финансовую стабильность отрасли и адресную поддержку тех, кто в ней, действительно, нуждается.

ОЮЛ «Казахстанская электроэнергетическая ассоциация»